«Самодержец пустыни», «Зимняя дорога», Леонид Юзефович
Как-то так вышло, что до «Самодержца» руки и глаза добрели у
меня только сейчас, хотя у этой книги долгая история. Видимо, подтолкнул выход «Дороги»,
и должен сказать, что обстоятельства сложились удачно. Не знаю, имел в виду это
автор или нет, но читаются они практически одним целым — и потому возникает
вопрос, не намерен ли автор продолжать в том же духе в жанре, что называется,
трилогии.
«Самодержец пустыни» — книга великолепная, скажу сразу.
Юзефович описал и самого безумного барона, и, что ценно и немаловажно, миф о
бароне, четко отделяя одно от другого. Такелажных крючьев нет, взяться вроде бы
не за что: барон предстает нам исчерпывающе и грушевидно.

Вопрос здесь в другом: почему барон? У меня возникло
подозрение — дело, конечно, не в том, что сам Юзефович из Перми и служил в
Забайкалье, где ему про барона напомнили в начале 70-х, хотя это, конечно,
повод взяться за многолетнее исследование этой исторической фигуры не лучше и
не хуже прочих. (А мы понимаем, что все, кто привязан к местностям по одну или
другую сторону Урала, природняют все эти местности безотносительно расстояний:
мне, например, трудно ассоциироваться с историей московских удельных княжеств или
сажанием Петербурга в болота — это все не моя история, — зато любой эпизод
Большой игры, пусть даже в Средней Азии, — это уже свое, родное; так же, я
понимаю по интервью, это выходит и у Юзефовича, в этом смысле мы с ним
земляки.)
Дело, мне кажется, скорее в общем нынешнем (я имею в виду
конец ХХ — начало ХХI веков) безвременье, с его дефицитом исторических
личностей и натурально героев, сколь неуравновешенными бы ни были они. На этом
фоне безумный барон — фигура благодатная. Мне, к примеру, импонируют его сепаратизм
и автономизм для Дальнего Востока в широком смысле, равно как и буддизм, пусть
и понимаемый с точки зрения полевого командира (что там говорить, барон был
отнюдь не панчен-лама, к тому же в его рассуждениях слышится знакомство с
теософией). Кому-то может понравиться, я допускаю, его психопатия, аскетизм или
садизм, тут все непросто. Ну а Дугин и прочие ебанашки понятно что вокруг
навертели. Так что урок этой книжки, я подозреваю, в самом выборе центральной
фигуры.
Ну и сама напрашивается параллель с деятельностью Т.Э.
Лоренса в Аравии: те же годы (действовали они практически параллельно), те же
цели (национальное объединение и изгнание захватчика), та же геометрия («чужак
в земле чужой» натурально), только лояльность и повестка дня несколько отличаются.
Да еще, конечно степени безумия у них разные. А так познакомить Унгерна с
Лоренсом в какой-нибудь Валгалле было бы крайне занимательно.
Потому что на примере Лоренса хорошо видно, до чего может
довести романтическая любовь к другому этносу. Нынешняя история таких людей
отчего-то не выдвигает — так что дело, видимо, в эпохе, когда еще можно было
играть в «великие географические открытия», хоть и сильно запоздало. Теперь это
уже как-то затруднительно, да и крови требует, видимо, больше. А когда
вспоминаешь, что результатом этой «джентльменской кампании» стал передел всего
Ближнего Востока и создание, в частности, государства Израиль, картинка
обретает замечательную неодномерность. Глубину же ей сообщает наше знание
новейшей истории, включая Пальмиру, разъебанную внуками и правнуками партизан
Лоренса.
Но контраст между бароном Унгерном и полковником Лоренсом при
генеральном сходстве этих фигур все ж разителен. Поражает совершенная личная
незаинтересованность Лоренса в плодах своих партизанских и
национально-объединительных трудов — он «просто выполнял свой долг» верного
имперца и вставать во главе исламской империи, судя по всему, не собирался.
Получается, что несколько лет он мотался по пустыне отчасти из собственной
прихоти и странного удовольствия, кормил свои вполне кабинетные фантазии и
детские увлечения — любовь к археологии, среди прочего, — и реализовал интерес
к до-наполеоновским военным стратегиям. То ли дело Унгерн, хотя и в его мотивах
и поступках много необъясненного, а с нынешней точки зрения — и необъяснимого. Но
у обоих как-то получилось превратить свои жизни буквально в литературные
сюжеты.
«Зимняя дорога», как я уже обмолвился, выглядит продолжением
саги об азиатских / сибирских / дальневосточных сепаратистах / автономистах. Именно
стремление к логике в кройке геополитических пространств, среди прочего, несколько
объединяет харизматичного мерзавца Унгерна и не слишком
литературно-обаятельного, но порядочного Пепеляева, который, судя по всему,
человеком был крайне достойным.
А восстание в Якутии (вот именно это в череде прочих) и
северный поход Пепеляева — удивительный и не сразу приходящий на память эпизод
гражданской войны, в котором для нас нынешних уроков много, но сможем ли мы ими
воспользоваться — отдельный вопрос. Понятно, что якутам в свое время вовремя
кинули кость национальной автономии, но внутренняя логика осталась
неразрешенной: Якутия — тоже не Россия, Россия — это то, что с запада до Урала,
а после начинаются какие-то совершенно другие земли, так что Потанин был многократно
прав. Не в этом ли смысл загадочной недомолвки Юзефовича о причинах того, зачем
он в 90-х начал собирать материалы по этой теме, но потом сама тема как-то
умерла? Облое, озорное, стозевное и лающее нечто само взялось перекраивать
окружающее пространство — причем совсем не так, как этого требует логика и
здравый смысл. Читатели понедалече или попродажнее, вроде Прилепина, не
понимают (ну или делают вид, что не понимают) последней страницы книги. С другой
стороны, «общественный заказ» сейчас таков, что и не поймешь, сколько платят за
такое непонимание, да и платят ли — возможно, читатели не понимают написанного
по зову сердца.
Но вернемся в прошлое. Владивосток в свое время, конечно,
был «последним русским городом», но это касается городов больших. Довольно
забыт тот факт, что до середины 1923 года старая Россия еще оставалась в Аяне и
отчасти в Охотске — в тех не весьма приветливых местах на побережье Охотского
моря, в общем. Потом же никакой России уже не осталось совсем, недаром даже
название с географических карт исчезло. То что оно появилось потом — ложь и
наебка. Мы и до сих пор вынуждены с этим мифом пропаганды жить.
А грустный пафос книги — в том, что история ничему не способна нас
научить и вообще на нее, историю эту, лучше забить. Когда в человеке
просыпаются и начинают действовать какие-то наджитейские (а то и
надчеловеческие) силы (тяга к правде и порядочность, например), — вот тогда-то
он и становится «над» историей, уж по крайней мере — в стороне от нее, выходит
из ее потока, а то и принимается брести поперек или вопреки ему. Если
индивидуальное в нем сильнее, ему что-то удается: одним из результатов может
быть попытка строительства какой-нибудь утопии, например (зря автор стыдится
этого понятия, по-моему — в историческом нарративе оно не утратило актуальности).
А если нет — он тонет в хтони, сливается с исторической массой, плывет по
течению. Понятно, что против «красного» «белым» было не выстоять, сколько б мы
ни утешали себя альтернативными сценариями. Хтонь побеждает числом, умение одиночек
тут — фактор временный. Примеров тому и другому по обеим книгам Юзефовича
разбросано во множестве — такая вот дилогия о роли личности в истории, как ни
банально это звучит.